Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Автор — врач
Аршинова Ирина Александровна

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Такой маленький, а уже читает: гиперлексия как детское расстройство

Малыш, складывающий буквы в слоги, а затем в слова, когда никто из его сверстников ещё не освоил алфавит — предмет особой гордости родителей. Такой маленький, а уже начал читать! Особенно приятно, если и учить его этому не приходилось. Так, показали буквы пару раз, или вообще учили читать старшего ребёнка. Однако гиперлексия — это далеко не всегда хороший показатель быстрого и/или гармоничного развития ребёнка.

Гиперлексия — это когда ребёнок начинает читать рано и неожиданно, выходя за пределы своих способностей по возрасту. Часто она сопровождается навязчивым интересом к буквам и цифрам, который развивается в младенчестве.

Гиперлексия часто, хотя и не всегда, является частью расстройства аутистического спектра (РАС). Она считается отдельным, уникальным навыком, который не имеет особого практического применения. И вот на что надо обращать внимание, если ваш ребёнок вдруг начал рано читать — особенно если вы не прилагали к этому серьёзных усилий.

Какие существуют типы гиперлексии?

Существует три типа гиперлексии:

Гиперлексия I типа.

При этом типе дети, развивающиеся без нарушений, учатся читать рано и намного лучше своего ожидаемого уровня по возрасту, обычно с поддержкой интереса родителями или старшими братьями и сёстрами. Поскольку другие их сверстники в конечном итоге научатся читать и догонят этот навык, такое состояние временное, самое благоприятное в прогнозе и не требует вмешательства.

В большинстве случаев этот тип – действительно просто ранний навык чтения, небольшой перекос в развитии, который ничем (кроме риска близорукости, если ребёнок мало гуляет) не грозит.

Важно: при этом типе гиперлексии ребёнок понимает текст и может пересказать его. Дети с другими типами или не понимают смысл, концентрируясь на буквах и звуках, или отстают в вербальной речи.

Гиперлексия II типа.

Этот тип гиперлексии встречается у детей с аутизмом. Они часто одержимы цифрами и буквами, предпочитая книги и магнитные буквы другим игрушкам. Они также часто запоминают важные числа, такие как номерные знаки и даты рождения.

У этих детей обычно есть более типичные признаки расстройства аутистического спектра, такие как избегание зрительного и тактильного контактов и повышенная чувствительность к сенсорным стимулам.

Гиперлексия III типа.

Этот тип похож на гиперлексию II, но симптомы со временем уменьшаются и в конце концов исчезают. Дети с гиперлексией III типа, как правило, обладают отличным пониманием прочитанного, но вот развитие вербальной речи может отставать. У них также отличная память.

В отличие от детей с аутизмом, дети с гиперлексией III типа легко идут на контакт, общительны и тактильны.

Распространена ли гиперлексия?

Трудно точно сказать, насколько распространена гиперлексия, потому что нормотипичных детей на неё не проверяют, и информацию о том, когда дети начинают читать раньше среднего возраста овладения навыком, никто не собирает. Но вот некоторые факты и статистические данные:

По данным исследования учёных из Монреальского Университета, среди детей с аутизмом гиперлексия наблюдается у 6-14%. Не все люди с гиперлексией страдают аутизмом. Примерно 84% детей с гиперлексией страдают аутизмом. Надо отметить, что это врачебные данные, включающие случаи, когда ребёнок с ранним началом чтения попадал к специалисту определённого профиля с признаками нарушений развития.

Как диагностируется гиперлексия?

Учёные Университета Монреаля говорят: дети с гиперлексией овладевают продвинутым навыком чтения в возрасте от 2 до 4 лет, а порой и ещё раньше. В таких случаях можно заметить повышенный и стойкий интерес к буквам уже с 18 месяцев.

Гиперлексия I типа не является расстройством и не требует диагностики. Ребёнок просто рано научился читать, и у него нет нарушений развития.

Гиперлексия II диагностируется по следующим признакам:

Способность к чтению намного выше ожидаемой в зависимости от возраста ребёнка. Одержимость цифрами и буквами. Механическое обучение, например, путем повторения фрагментов информации. Другие поведенческие проблемы.

Гиперлексию III типа может быть трудно диагностировать, поскольку, помимо раннего чтения, дети часто демонстрируют «аутичные» черты и поведение. К ним относятся:

Замечательная способность к запоминанию, «фотографическая» память. Другие продвинутые способности. Сенсорная чувствительность. Сильное сопротивление изменениям. Фобии и страхи.

Склонность к играм без ролевых моделей: выстраиванию игрушек в ряд по цвету, размеру, категориям, но без интерактивных действий с ними (машинки не ездят, а расставляются в ряд, игрушки для песочницы размещаются по цвету, и на этом всё).

Перестановка местоимений, например, обращение к себе как к нему, ей или тебе или по собственному имени: вместо «я хочу пить» ребёнок говорит «он хочет пить», «Вася хочет пить» и т. д.

Однако дети с гиперлексией третьего типа часто тактильны, общительны и интерактивны со своими ближайшими родственниками. Их аутистическое поведение со временем уменьшается, и в конечном итоге они становятся типичными для своего возраста. Это должен диагностировать профессионал, имеющий опыт в дифференциации РАС и гиперлексии III типа.

Как лечится гиперлексия?

Детям с гиперлексией I не требуется лечение, хотя если ребёнок читает много, стоит подумать о расширении круга интересов, а также о том, чтобы компенсировать нагрузку на глаза частыми прогулками.

Детям с гиперлексией II и гиперлексией III подходят несколько видов терапии.

Логопедическая и языковая терапия

Логопедическая и языковая терапия может помочь улучшить языковые и социальные навыки детей с гиперлексией. Их продвинутые способности к чтению используются для помощи в развитии их слабых сторон, которые могут включать социальное взаимодействие и понимание вербальной речи. У каждого ребёнка должен быть индивидуальный план лечения, который фокусируется на его потребностях, включая:

Социальные навыки. Более высокий уровень языковых навыков. Понимание устной речи. Письмо и речь.

Некоторые стратегии, которые терапевты используют для работы над этими навыками, включают:

Визуальные методы поддержки понимания. Визуальные расписания и временные шкалы. Ассоциации для обучения связям слов. Социальные истории. Причинно-следственные связи. Стратегии для родителей.

Трудотерапия (эрготерапия)

Трудотерапия индивидуальна для каждого человека, но трудотерапевт всегда работает над любыми проблемными областями, которые могут включать:

Сон. Питание. Правила ухода за собой. Участие в школьных мероприятиях и в общественной деятельности. Письмо. Коррекция реакций на сенсорную стимуляцию.

Выбор школы

Разные образовательные программы — это главное отличие стратегии для детей с гиперлексией II и III типов.

Дети с гиперлексией II получат больше возможностей в классах специального образования. Обычные классы могут быть для них слишком стимулирующими, перегружающими, индивидуальное обучение снизить возможности социальной адаптации. Небольшие классы со спецпрограммой считаются оптимальным вариантом. Дети с гиперлексией III типа не только могут, но и получают больше пользы от типичной образовательной программы в обычной школе: там больше шансов иметь подходящее социальное взаимодействие с одноклассниками того же возраста.

Всем детям с гиперлексией полезно осваивать навыки с помощью письменной речи. Это задействует их сильные стороны, укрепляет уверенность в себе и снимает стресс во время обучения.

Безмолвная гиперлексия, когда не говорящий малыш уже читает «про себя», нередко является также частью особого симптомокомплекса юного гения: читайте о нём в статье «Синдром Эйнштейна у детей: а вы о нём слышали?».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Источник материала: Medaboutme.ru